Блеск и нищета "Гонзо-предпринимательства", или Полная "переписка Энгельса с Каутским"
Представляем полную версию переписки на необъятных просторах Youtube. Стороны переписки: автор и администратор группы с одной стороны (далее именуется «докладчик»), предприятие «ММ-Проект»- с другой. Итак, размышления о природе "гонзо-предпринимательства".
ДОКЛАДЧИК: «Ваш материал – это стопроцентная
реклама. Правда, рассчитана она на избирательную, но крайне малочисленную
референтную группу». Так, совершенно справедливо заметили в отношении моего
канала на просторах так гонимого ныне в отечестве Youtube, не побоюсь сказать
этого слова, - мои друзья из «ММ-проекта». На фоне ныне весьма старательно
забытых идей Хантера Томпсона (всё-таки осмелюсь заметить, что «Страх и
ненависть в Лас-Вегасе» - один из моих любимых фильмов, он на самом деле не о
наркотиках, господа упрощенцы) пришла мне в голову мысль обозвать моё дело
«гонзо-бизнесом», а чтоб было точнее для руин нашей экономики –
«гонзо-предпринимательством».
«Гонзо-журналистика предполагает подход к
точности, который касается сообщения о личном опыте и эмоциях, в отличие от
традиционной журналистики, которая предпочитает отстранённый стиль и опирается
на факты или цитаты, которые могут быть проверены третьими лицами» - предлагает
нам Википедия. И оттуда же, - «это стиль журналистики, который пишется без претензий
на объективность, часто включая репортера как часть истории с использованием
повествования от первого лица. Для гонзо-журналистики характерны социальная
критика, само-сатира[2], активное использование цитат, сарказма, юмора,
преувеличений и даже ненормативной лексики».
Как это можно перенести на экономику?
Поскольку главенствующим фактором в «гонзо» является личность и её эмоции, в
«гонзо-предпринимательстве» случается то же самое. В прикладном смысле и по
простому – это предпринимательство, главной линией которого является не
извлечение прибыли (хотя такая линия присутствует, конечно же), а
сотрудничество с людьми, но не просто с людьми, а с клиентами или же
исполнителями, которые ближе субъекту «гонзо-предпринимательства» по духу.
Таким образом, главная линия здесь - эмоциональная связь, которая возникает
между субъектами в процессе общения, а на стадии выбора исполнителя работ
заказчиком, для примера, - ещё даже перед принятием решения о таком общении
вообще.
На самом деле «гонзо-предпринимательство» в
той или иной степени присутствует в общественном пространстве всегда. Это тот
эмоциональный выбор – «а вот в этой парикмахерской мне приятнее, там работает
такая болтушечка милая…», - который многие делаю порой даже неосознанно.
В
чистом виде «гонзо-предпринимательство» - это, конечно, совершенно убыточная
затея, поскольку из него изъята главная идея любого предпринимательства –
извлечение прибыли. Совершенно понятно, что такая схема не может долго прожить
в суровом физическом мире. Однако в слабости этой конструкции заключается и, -
как это часто бывает в жизни, - её сила. Ведь всегда приятнее общаться с
близкими по духу людьми, и каждый может выбрать, что называется, «по себе».
Такая форма человеческого взаимодействия позволяет образовывать и укреплять
социальные связи в обществе (в отличие от любых навязываемых «скреп»).
Естественно, «гонзо-предпринимательство» способно существовать только в
условиях широкого свободного выбора субъектов: малых и, возможно, средних
экономических форм (ИП, самозанятые). Крупным компаниям с их полной
обезличенностью такая форма просто противопоказана.
В одном из моих любимых сериалов «Хорошая
жена» есть примечательная фраза, которая как нельзя лучше характеризует идею
«гонзо-предпринимательства» и даже может послужить его девизом:
·
Помнишь, когда мы начинали наше дело мы сказали друг другу, что не
оставим эту затею, пока она не перестанет приносить прибыль или пока нам будет
весело.
P.S. Комбинезон в кадрах приводимого видео, оказывается, -
комбинезон танковых войск Швейцарии. Честно говоря, я до этого даже не
подозревал, что у Швейцарии есть танковые войска вообще.
«ММ-ПРОЕКТ»: «Трепал нам ветер кудри высоты» – а, нет – «Трепал
нам кудри ветер высоты» Где-то это уже было. А едят ли кошки мошек? А едят ли
мошки кошек? )) Замечу, что вы уже являетесь основателем нового жанра, где
описание к ролику есть основная часть, а сам ролик – приложение («кролику» –
нет – «к ролику»).
Возможно, что и «гонзо-предпринимательство», будучи вашим
изобретением, приобретет необходимые черты. Однако, я не совсем понимаю, в чем
именно «гонзо»? Например, если клиент, выбирая парикмахерскую, игнорирует
стоимость услуг, близость к дому, и даже качество услуг, но при этом
руководствуется только привлекательностью девушки-мастера, будет считаться
«гонзо-клиентом»? Не думаю. Также, со стороны исполнителя. Если нет желания
работать со сложным клиентом, и поскольку ваш бизнес не является
социально-значимым, то вы вполне можете повесить табличку над входом: «Это
частная компания. Вам может быть отказано в обслуживании без объяснения
причин». Это будет проявлением «гонзо-предпринимательства»? На мой взгляд,
работа с тяжелым, сложным клиентом, в большинстве случаев идет на пользу. В
таких обстоятельствах я, практически никогда не отказываюсь сотрудничать.
Что касается прибыли. Действительно, основной целью
предпринимательства является извлечение прибыли. Но заметьте, не единственной
целью, и вполне может быть, не главной. В данном случае основное и главное это
разные вещи. В качестве примера можно рассмотреть рыбалку. Разве друзья
собираются только ради рыбы? При этом «извлечение рыбы» является основной
задачей предприятия. Но главным, как правило, будет сам факт встречи друзей.
Улов может быть разный, вплоть до минимального. Но при полном отсутствии рыбы
предприятие придется свернуть, и заняться чем-то другим.
Можно ли применить приставку «гонзо» к офицеру бронетанковых войск
Швейцарии, танцующему с коробками из под салата? Думаю, что это не тот термин,
который определит происходящее. Если я правильно понимаю, то приставка «гонзо»
в отношении журналистики обозначает сумасшествие в натуральном, так сказать,
медицинском смысле. В своё время это сыграло против чопорности принятых форм и
устоев. В нашей реальности, я бы таким образом, скорее обозначил общую картину
мира нежели явления частного порядка.
ДОКЛАДЧИК:
Вот
как раз, - клиент, выбирающий парикмахерскую и полностью игнорирующий стоимость
услуг, близость к дому и даже качество услуг, руководствующийся
привлекательностью парикмахера, - да!!! Это и есть тот самый «гонзо-клиент»,
поскольку он отсекает все рациональные корни от своих действий в угоду
иррациональности – пообщаться с симпатичной девушкой-парикмахером. В общем
случае, это означает: «да пересмотрел я кучу объявлений и сайтов, но вот понравились
вы мне, и всё!». Приведённая цитата на самом деле реальна, я действительно
встречал таких клиентов, которые, несмотря на стоимость и иные факторы, всё
равно обращались ко мне.
По
стороне клиента. Здесь у меня всё совсем просто. «Сложный» по вашей классификации
клиент элементарно даже не будет ко мне обращаться. И никаких табличек
вывешивать не придётся. Всё, что можно назвать «сложным» клиентом – это, как
правило, всего лишь соединение в заказчике невежества и жадности, обычно вкупе
с истеричностью. Зачем мне такое золото? Ради прибыли? Она совершенно не
компенсирует последующее лечение психического расстройства от общения с таким
субъектом. А таких субъектов много, да Вы и сами знаете.
Да,
при полном отсутствии рыбы рыбалку приходится сворачивать. Здесь я согласен
полностью. И дело, кажется, как во всеобщем плане, так и в частном приближается
к тому положению, которое называется «суши весла». Или «дело – табак». Что ж, я
пока буду продолжать. Чего и Вам желаю. Спасибо за такой развернутый
комментарий!
Да,
приставка «гонзо» употребляется по от отношению к журналистике в медицинском
смысле. Но не добавить ли сюда «сумасшествие» нормальных человеческих
отношений, пусть и сильно избирательных, но не замешанных на обмане как
потребителя, так и исполнителя?
«ММ-ПРОЕКТ»:
Добавить «сумасшествие» нормальных человеческих отношений? –
безусловно, Да! Такое «сумасшествие» есть благо. Это позволяет менять
устоявшиеся костные формы, выявляет негативные образования, способствует
естественному развитию и созиданию. По сути, те положительные моменты, которые
присутствуют в нашей жизни, когда-то, вполне вероятно, являлись откровенным
сумасшествием. Вы объявили свою деятельность «гонзо-предпринимательством». Как
любое нововведение, у него должны быть отличительные признаки. В качестве
последних, Вы предлагаете смену ключевых ориентиров – вместо прибыли,
сотрудничество, построенное на близости по духу. Мой вопрос в следующем:
Предложенная вами форма является самостоятельной, или это всего-лишь некоторый
дифферент в понятии, называемый нами «предпринимательство» или «частный
бизнес»?
Интерес мой продиктован знакомством и теплой дружбой с людьми, чьи
принципы в работе довольно схожи с вашим подходом. Вернемся к нашему посетителю
парикмахерской. Он иррационален? – разумеется. Уникален? – отнюдь. И, если чудь
глубже рассмотреть мотивации клиента, то можно заметить, что абсолютно любой
клиент иррационален. Дело в том, что клиент/покупатель приобретает не товар или
услугу, а ощущение счастья(!) от приобретения. Это известный экономический
постулат и он действительно работает. К примеру, возьмём в качестве товара
обычную воду. Клиент/покупатель будет декларировать вполне рациональные
требования: цена, качество, сроки и т.п. Но на самом деле, выбор будет сделан
на основании «надстроек» предложенных продавцом. Покупатель, в начале, будет руководствоваться
своими представлениями – «что такое вода». Если налить одну и ту же воду в два
стакана, то покупатель безошибочно определит какая вода ему больше нравиться.
Затем в ход пойдет социальный опыт покупателя. Важным будет общественное мнение
о предстоящей покупке, мнение людей которым он доверяет, соответствие товара
образу покупателя, и наконец, насколько покупатель будет счастлив, купив
обычную воду. Это будет неосознанно, но именно это определит выбор. Можно сколь
угодно долго стоять с бочкой чистейшей родниковой воды, - соседний ларек сведет
на нет всю продажу, реализуя свой товар довольно сомнительного качества. Цена,
разумеется, будет иметь значение, но не ключевое. Обратите внимание, в
представлении своих услуг, Вы также используете «надстройку». Рекламный образ
«интеллигентного сноса» принципиально не отличается от «снос дачи соседа
бесплатно» или «сегодня скидка 90%», отличие только в векторе. Если
рационально, то клиенту нужно чтобы постройка исчезла с его участка вместе с
мусором и всё. Но включается иррациональность, и осознание того, что работу
будут выполнять интеллигентные, вежливые люди становиться основанием для выбора
в вашу пользу.
Проблема в том, что клиенты охотнее реагируют на более простые
раздражители «бесплатно», «скидка», «быстро». Ещё раз коснемся «сложного»
клиента. Сказать, что я вас понимаю – это ничего не сказать. Иной раз
приходиться сталкиваться с такими ситуациями, что думаешь, а не пригласить ли
на встречу доктора. Но если порядок отношений определен, я вписываюсь в работу.
Каков бы не был заказчик, но если я что-то умею, то в конечном итоге я обязан
помочь человеку. Вы пишете, что «сложный» заказчик сам, на вас не выйдет. При
этом, столь точный образ «сложного» заказчика который вы нарисовали, говорит о
том, что у Вас есть опыт подобного сотрудничества. Если, всё же, обращение
поступит, откажитесь от сотрудничества? Как Вы понимаете, ответ интересен в
ключе «гонзо».
В моем окружении есть мастера, которые при выборе заказчика строго
руководствуются «сарафанным радио». Человек со стороны не может стать их
клиентом. Только по рекомендации. Это рационально, поскольку нервы дороже, а
возможные сложности в непонимании разрешить может не каждый. Образуется, что-то
вроде закрытого клуба конкретного мастера. Это очень созвучно с вашей идеей
«гонзо». Но есть нюанс. Такой «клуб» совершенно не приспособлен «к широкому и
свободному выбору субъектов малый и средних экономических форм», что необходимо
для «гонзо-предпринимательства».
ДОКЛАДЧИК:
Пойдём по очереди.
Является ли «гонзо-предпринимательство»
(не будем спорить сейчас о словесной формулировке, пусть она остаётся такой,
мне нравится это милое и, конечно же, на самом деле мнимое «сумасшествие»), так
вот, является ли «гонзо-предпринимательство» самостоятельной формой или это частный
случай предпринимательства вообще?
Раз мы находимся физически на
территории нашего государства, то и размышления наши по данному поводу должны
исходить из государственных определений понятий, которые мы рассматриваем. Ибо
можно обращаться к понятиям научным, что, как известно, даёт широчайший спектр
объяснений того или иного порядка. Но в реальной жизни логичнее обращаться к
тому, что на данный момент говорит закон. Потому что в разные моменты закон
может говорить разное. Пример: сегодня какое-то действие – «спекуляция», завтра
– это добросовестное предпринимательство.
Предпринимательская
деятельность — это самостоятельная систематическая деятельность, направленная
на получение прибыли от продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ,
сопряжённая с риском, - говорит нам Гражданский кодекс РФ.
Берём «гонзо-предпринимателя»
во всей его первозданной красе. Является ли его деятельность самостоятельной?
Несомненно. Он сам определяет, чем и как ему заниматься и как организовывать
деятельность (насчёт последнего пункта я бы, конечно, поспорил, организация
деятельности навязана ему нормативно-правовыми актами, но это лирика).
Является ли деятельность
«гонзо-предпринимателя» систематической? То есть, осуществляется ли эта
деятельность на постоянной основе или она происходит эпизодически? Несомненно,
является систематической.
Осуществляю ли я эту
деятельность на свой страх и риск? Тоже – да. Впрочем, по-моему, данный пункт
свойственен любому проявлению человеческой активности.
Направленность на получение прибыли,
- вот пункт, который, казалось бы, способен стать камнем преткновения в
сравнении «гонзо-предпринимательства» с предпринимательством обычным, если,
конечно, можно так выразиться.
Но – нет, конечная цель и
«гонзо» и обычного предпринимателя – всё-таки получение прибыли. Как Вы
правильно определили, - цель основная, но не главная. Ведь я ломаю дома не по
той причине, что мне это нравится. Это у меня получается, да, благодаря
приобретённому уже опыту и так далее, но деятельность эта – лично для меня вынужденная.
Я бы с удовольствием писал стихи и жил бы на литературные гонорары, если бы это
было возможно в реальной жизни (здесь разговор не о невозможности таковой
деятельности, а о невозможности жить за счёт сочинения хороших стихов, ну или о
недостаточности моего таланта).
Давайте положим руку на наши
сердца, - я бы хотел вообще не работать, созерцая этот мир и тщетно пытаясь
понять, зачем всё это нужно.
Но нужно что-то кушать и, по
возможности, воплощать в жизнь свои материальные мечты. И я ломаю дома. Здесь
нет ничего выходящего за определение предпринимательства данное Гражданским
кодексом.
Поэтому, - да,
«гонзо-предпринмательство» есть часть целого под названием
«предпринимательство»
Основной вопрос различия
«гонзо» и «не гонзо» предпринимательства – не «что», а «как». И в этом «как»
действуют обе стороны процесса, и исполнитель, и заказчик.
Вернёмся к полюбившемуся нам
посетителю парикмахерской. Да, в действиях любого клиента есть
иррациональность. Да, сознательно или бессознательно я строю-таки указанные
Вами надстройки «интеллигентный снос» и так далее.
Если предельно кратко
сформулировать, «гонзо-предпринимательство» - это всё то же
предпринимательство, осуществляемое на эмоциональном уровне взаимной симпатии
тандема «заказчик – исполнитель» (согласитесь, всё-таки основа здесь – оказание
услуг). Понятно, что никакой линейкой или формулой такую абстракцию как
«симпатия» померить нельзя. Но это то взаимодействие субъектов, которое выгодно
обеим сторонам, причём выгода эта может быть представлена как в эмоциональном
плане (указанное Вами ощущение «счастья»), так и в материальном (мне легче
сделать скидку человеку, который, скажем так, близок мне по духу и
мироощущению, а исполнитель порой платит сверх установленной сторонами
стоимости).
Созвучного вам по духу
человека не хочется обманывать, ведь так? Это исключает проявления
мошенничества в «гонзо-предпринимательстве». Но это – частный случай. Так как
спектр такового предпринимательства также широк, как человеческие отношения
вообще. И вполне можно себе представить встречу такого заказчика и такого
исполнителя, которым обоим нравится взаимный обман и введение в заблуждение
другой стороны.
«Гонзо-предпринимательство» -
это вовсе не предпринимательство кристально честных людей, этакая утопия,
«совершенная форма бизнеса» и так далее. Это о том, как находят друг друга
созвучные люди, одним из которых нужно выполнить какую-либо работу, а другим –
её сделать.
По «сложному» клиенту и
«закрытым клубам мастеров». Думаю, что если ещё в начале сотрудничества, на
этапе ещё даже не озвучивания стоимости, а простого контакта на той стороне
провода Вы слышите истеричные возгласы или реплики типа «да вы что там, все на
«крузаках» что ли ездите», то есть ли смысл продолжать сотрудничество? И слово
«обязан» здесь не совсем к месту. Я ни разу не обязан исправлять огрехи чьего
бы то ни было неправильного родительского воспитания. Да, если я врач – то
должен помогать любому. Но я ломаю дома и не должен делать это по указке
каждого, кому заблагорассудится меня
нанять. Если хотите – это ещё один принцип «гонзо-предпринимательства».
«Закрытые клубы мастеров»,
описанные Вами, тоже не имеют отношения к «гонзо-предпринимательству».
Поскольку последнее не терпит каких бы то ни было элитарных подходов и
максимально открыто для каждого. Ведь для того, чтобы симпатия (или антипатия)
совершились, нужен контакт и любое ограничение такого контакта нарушает свободу
обоих сторон.

Комментарии
Отправить комментарий